Мастерская церковной вышивки и облачений предлагает вышитые произведения церковного искусства, включая церковные облачения и храмовую утварь.
ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ
Церковные облачения - священные облачения, в которые облекаются представители духовенства. Облачения бывают внебогослужебные, богослужебные и монашеские (см. также виды церковных облачений).
ВНЕБОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ
Внебогослужебное облачение: повседневное одеяние духовенства. Повседневные одеяния служителей Церкви произошли от одежд, употреблявшихся в миру. Но постепенно они стали приобретать особые признаки, благодаря которым духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это соответствовало понятию о Церкви как о Царстве не от мира сего. Подрясник, как нижнее одеяние, и ряса, как верхнее одеяние являются основными повседневными одеяниями духовенства и монашества.
Например, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса; священника: подрясник, ряса и обязательно наперсный крест; епископа: подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Подрясник и ряса являются символами отрешенности от мирской суеты, духовного покоя. Такая одежда была распространена в иудейской среде во времена земной жизни Спасителя.
Священники, в отличие от прочих духовных лиц, носят наперсный крест (от славянского «перси» - грудь). Наперсный крест бывает трех видов: восьмиконечный из белого металла (до революции из серебра), который дается каждому иерею при посвящении, четвероконечный из желтого металла (до революции - позолоченный), а также крест с украшениями. Два последних являются наградными.
Крест священника свидетельствует о том, что он служит Иисусу Христу, пострадавшему за грехи мира.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ
Богослужебное облачение: священные облачения церковнослужителей и священнослужителей из парчи или другой пригодной для этого материи, украшенные крестами, в которых они совершают богослужения.
ОБЛАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Богослужебным облачением церковнослужителя является стихарь.
ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
Богослужебное облачение диакона включает подрясник, поручи, стихарь, орарь (см. рисунок "Облачение диакона" ).
ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА (ИЕРЕЯ)
Богослужебное облачение священника включает подрясник, рясу (подризник вместо рясы во время литургии), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест (см. рисунок "Облачение священника (иерея)" ).
ОБЛАЧЕНИЕ АРХИЕРЕЯ
Богослужебное облачение епископа включает подрясник, рясу (подсаккосник (подризник) вместо рясы на литургии), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.
Священники и епископы могут совершать некоторые богослужения без фелони (саккоса). Скуфья, набедренник, камилавка, крест с украшениями, палица и митра являются наградными элементами священных облачений.
Облачение епископа включает подризник, епитрахиль, пояс и поручи, риза у него заменяется саккосом, а вместо набедренника он надевает палицу. Помимо указанного, епископ надевает омофор и митру.
Облачение патриарха включает рясу, мантию, куколь (белого цвета), панагию (во время богослужения на груди у Патриарха можно видеть две панагии и нагрудный крест), жезл, великий параман (см. рисунок "Облачение патриарха").
МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ
Монашеское облачение является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Верхним одеянием монаха великой схимы является куколь. Рясофорному монаху (от греч. - «носящий рясу» – монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы) разрешается носить подрясник, рясу и камилавку. Монаху малой схимы разрешается носить хитон, параман, рясу, мантию, клобук, четки. Монах великой схимы носит хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, пояс, четки.
ЦВЕТА ОБЛАЧЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
Богослужебные облачения белого духовенства бывают всех цветов радуги (см. цвет облачения): красного, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, как их совокупности, и черного, как его противоположности. Каждый цвет соответствует определенной группе праздничных или постных дней, символизирует духовное значение празднуемых святых и священных событий.
Цвета имеют символическое значение не только для облачений, но и в изображении ликов православных икон, предметов, фона (или «света», как его называли в древности). Это относится и к настенным росписям, убранству храмов.
В церковной литургической литературе символика цветов не объясняется. При написании икон нужно следовать иконописным подлинникам, которые указывают цвета одеяний святых лиц.
См. также "Виды церковных облачений", "Виды храмовой утвари", "Внутреннее устройство и убранство православного храма".