Орарь (от греч. – стерегу, наблюдаю, или от лат. полотенце, лентион, или молиться) – длинная полоса из парчи или другой цветной материи (из той же, что и стихарь). Диакон носит орарь на левом плече, поверх стихаря. Орарь укрепляется петлей на пуговице, а его концы ниспадают спереди и сзади почти до пола. Означает Божию благодать, получаемую диаконом при таинстве священника.
Орарь с изображением ангелов
16 в. 1533 г. Золотные, серебряные и шелковые нити.Афон, Иверский монастырь. Размер: 244 х 6 см.
Орарь с изображением ангелов
17 в. Бархат, золотные, серебряные и шелковые нити. Музей монастыря Путна.
Размер: 293 х 8 см.
На синем бархатном фоне ораря вышиты 14 ангелов, отделенных друг от друга узкими горизонтальными орнаментальными полосами
Орарь с изображением Богоматери и избранных святых 1748 г.Атлас, шелковые, серебряные и золотные нити.Монастырь св. Екатерины
Размер: 282 х 9 см.
В верхней части ораря изображены пророки Моисей и Аарон, в центре Богоматерь Неопалимая купина и св. Екатерина, ниже - диаконы Лаврентий и Стефан.
Орарь с изображением Деисуса
Середина 17 в. Золотные, серебряные и шелковые нити. Афон, Иверский монастырь.
Орарь иеромонаха Иоасафа. Размер: 130 х 25 см
Орарь с изображением Деисуса
Конец 17 - начало 18 в.Атлас, шелковые, серебряные и золотные нити.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Происходит из Спасского монастыря. Размер: 287 х 11 см.
В трех кругах ораря расположена композиция поясного деисуса - Христу предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Вдоль ораря расположены архангелы Михаил и Гавриил. Черты образов переданы личным шитьем в мелких деталях
Орарь с изображением избранных святых
Вторая половина 1670-х гг.Атлас, холст; шелковые, серебряные и золотные нити.Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.В музей поступил из нижегородского Благовещенского монастыря в 1926 г. Размер: 278 х 10 см, кайма - 25 х 10 см.
В центральной части вышит херувим. По сторонам в киотчатых клеймах изображены справа - свт. Григорий Богослов, блгв. вел. кн. Александр Невский, прор. Анна, мцц. Васса и Дария; слева - свтт. Петр, Алексий, Иона, Филипп митрополиты Московские и блж. Прокопий Устюжский. Личное шито крученым шелком "по форме". Моделировка - светло-коричневым тоном "по строгановской схеме", но без теней от бровей к переносице. Рисунок - черным и темно-вишневым шелком. Контуры и складки одежд выделены серебром швом "по веревочке". Доличное исполнено пряденым золотом и серебром "в прикреп". Прикрепы ярких шелков образуют усложненные геометрические орнаменты. Поземы зашиты сканью. Фон в клеймах - серебром. В пазухах киотов - зеленый атлас. Сохранился маленький кусочек первоначальной подкладки - шелк песочного цвета. Мастерская Анны Ивановны Строгановой.
Орарь с изображением избранных святых
Около 1665 г.Шелк, холст, бархат, шелковые, серебряные и золотные нити.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.После перевода митрополичей кафедры в Ярославль (1788 г.) хранился в ризнице Спасо-Преображенского монастыря. В музей поступил в 1924 г. Размер: 265 х 7,6 см.
Орарь шит из сине-зеленого рытого бархата, на который нашиты клейма с вышитыми в рост святыми (попарно): свт. Григорий Богослов и прор. Анна, царевич Димитрий и прп. Сергий Радонежский, прав. Исидор Ростовский и свт. Василий Великий. Лики шиты плотно крученым шелком светло-серого цвета "атласным швом" "по форме". Моделировка схематичная, передана серовато-коричневым тоном. Все доличное и фон в клеймах зашиты пряденым серебром "в прикреп" и сканью. Шелковые прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Контуры выделены рельефно серебром швом "по веревочке". К концам омофора пришита серебряная бахрома (18 в.). Мастерская Анны Ивановны Строгановой.