ЛИЦЕВОЕ И ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ

 
Церковная вышивка. Церковная вышивка.
 
КАТАЛОГ
(см. также " Фотовитрина ")
Облачения священнослужителей
Облачение архиерея
Облачение священника
Облачение диакона
Митры
Оплечья
Подризники, подсаккосники
Храмовые облачения и принадлежности
Закладки
Катапетасмы
Облачение престола, жертвенника
Плащаницы
Покровцы и воздуха
Покровы, платы, пелены
Хоругви
Аксессуары и фурнитура облачений
Медальоны
Кресты для облачений
Скрижали
Церковные ткани
Вышитые ткани
Иконы и лицевое шитье
Иконостасы вышитые
Иконы вышитые
Ангелы-хранители
Обрядовые принадлежности
Крестильные принадлежности
Венчальные принадлежности
Погребальные принадлежности
Прочее
Гербы вышитые
Мешочки для подарков
Наволочки декоративные
Палантины
Салфетки декоративные
Сумки дамские дизайнерские
Рушники
Разное
Подарки и сувениры
   

Церковная вышивка. Лицевое и золотное шитье

Мастерская церковной вышивки и облачений в Покровском предлагает вышитые иконы, произведения лицевого и золотного шитья.

ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ

Вышивку изображений святых, евангельских сюжетов, выполнявшихся разноцветными шелками, принято называть лицевым шитьем. Это искусство пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Этот вид шитья служит для украшения предметов церковной утвари, к которым относятся облачения духовенства, хоругви, воздуха, покровцы, пелены, плащаницы, походные иконостасы и т.п.

Образцы русского лицевого и орнаментального шитья, создававшиеся первоначально на основе византийских традиций, известны уже с XI века. Традиции русской школы закладывались и развивались в женских монастырях, в домах знатнейших и богатейших людей Руси.

В XV – первой половине XVI века искусство личного шитья достигает наивысшего расцвета. Для выполнения работы привлекались мастера различных специальностей. «Знаменщики» «знаменовали» т.е. рисовали изображение. «Травщики» рисовали узоры (травы). «Словописцы» выполняли литургические надписи вокруг средника (центральной части произведения), названия сюжетных сцен и вклады или вкладные надписи (время создания работы, место назначения вклада, имя вкладчика, иногда причину вклада и имя вышивальщицы). Такая работа носила коллективный характер, однако художественная ценность произведения, его качество и выразительность определялись мастерством вышивальщиц или вышивальщицы, которая подбирала материалы, способ вышивки, цвета шелковых нитей и сочетала их с золотом и серебром.

При личном шитье, которое выполнялось шелковой нитью, применялись швы трех видов: в раскол, атласный и елочка, которые давали различный визуальный эффект. Швы в раскол и атласный плотно и равномерно зашивают поверхность ткани, и являются, по существу, разновидностью глади. При шитье в раскол игла как бы «раскалывает» предыдущий стежок, и каждый последующий стежок выходит из середины предыдущего. При атласном шве шелковая нить укладывается косыми параллельными стежками. Стежки каждого последующего ряда на половину своей длины укладывается между стежками предыдущего ряда. Атласным швом, имитирующим поверхность атласной ткани с еле заметным косым рубчиком, вышиваются, например, одежды святых, горки на иконах. «Елочкой» вышивают обычно растительные орнаменты: стебли, узкие листики, травы, крылья змея.

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ

Декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью называется золотным шитьем. К этому виду шитья относится любая вышивка золотым бисером, блестками, металлическими нитями.

Доличное шитье (фон, нимбы, крылья ангелов, одежда) выполнялось шелком или золотом «в прикреп». Золотая и серебряная нити были дороги, и первоначально использовались редко, но постепенно стали применяться все больше. Со временем на смену золотой нити пришла позолоченная, а позднее нить из искусственных материалов. Эти нити стали называться золотными, а шитье такими нитями – золотным. Золотные нити бывают разного сорта: пряденые, сканые, волочные, бить, трунцал, канитель. «Золото» или «серебро» этих нитей бывает разных оттенков. Нити бывают разной толщины, а сечения их бывает разной формы (как, например, у канители). Эти нити нельзя протаскивать с помощью иглы сквозь ткань и поэтому для шитья этими нитями применяется особая техника - «в прикреп». При применении этой техники золотная нить укладывается поверх ткани плотными параллельными вертикальными рядами, которые прикрепляются к ткани короткими поперечными стежками шелковой нити в прокол. Шелковая нить прикрепа натиралась воском, что придавало ей прочность и влагостойкость.

Стежки-прикрепы укладывались в строго определенном порядке и образовывали на фоне золотной нити геометрический орнамент. Существует множество разновидностей швов «в прикреп» со своими названиями и вариациями внутри каждой разновидности.

Для ранних произведений характерно умеренное использование металла, тонкое чувство материала, высокая культура цветовых решений, динамичность композиций, изящество изображений.

Со второй половины XVI века в шитье начинает преобладать золото и серебро, усложняются технические приемы. Вышитые произведения передаются в качестве дара храмам и монастырям, представителям духовенства других православных стран. В торжественных шествиях и церемониях, в воинских смотрах и походах широко используются иконостасы, хоругви, пелены и знамена. На вышитых произведениях указывались даты, повод (рождение наследника, помин души, пожелание здравия), названия храмов, имена дарителей.

XVII век считается временем заката лицевого шитья. В это время стала широко применяться металлическая нить. Вышитые произведения, богато украшенные самоцветами, жемчугом, дробницами из золота и серебра, становились все более вычурными. Стали хуже прорабатываться лики. Теряется одухотворенность и выразительность русского художественного шитья, однако не угасает орнаментальное шитье, которое широко используется для украшения облачений священнослужителей, мундиров, знамен и т.п.

В последние годы после продолжительного периода забвения наблюдается возрождение церковного искусства, а вместе с ним и древних традиций русского лицевого и орнаментального шитья.

Вверх

 
 
  Светлана Подгорная.  
  "Мастерская церковной вышивки"  
  http://www.sakkos.ru/    
  E-mail: zakaz@sakkos.ru  
  Тел.: 8-995-977-64-20  
 
  Администратор сайта:
Александр Демидов
 
  E-mail: admin@sakkos.ru  

 

Церковная вышивка. Яндекс цитирования Церковная вышивка. Анализ сайта
Церковная вышивка. Besucherzahler Церковная вышивка. women of ukraine
Церковная вышивка. счетчик посещений
Церковная вышивка. Яндекс.Метрика
Церковная вышивка.