УЗОРЫ, ОРНАМЕНТЫ СЛАВЯНСКИХ (РУССКИХ) РУШНИКОВ

 
Церковная вышивка. Церковная вышивка.
 
КАТАЛОГ
(см. также " Фотовитрина ")
Облачения священнослужителей
Облачение архиерея
Облачение священника
Облачение диакона
Митры
Оплечья
Подризники, подсаккосники
Храмовые облачения и принадлежности
Закладки
Катапетасмы
Облачение престола, жертвенника
Плащаницы
Покровцы и воздуха
Покровы, платы, пелены
Хоругви
Аксессуары и фурнитура облачений
Медальоны
Кресты для облачений
Скрижали
Церковные ткани
Вышитые ткани
Иконы и лицевое шитье
Иконостасы вышитые
Иконы вышитые
Ангелы-хранители
Обрядовые принадлежности
Крестильные принадлежности
Венчальные принадлежности
Погребальные принадлежности
Прочее
Гербы вышитые
Мешочки для подарков
Наволочки декоративные
Палантины
Салфетки декоративные
Сумки дамские дизайнерские
Рушники
Разное
Подарки и сувениры
   

 

 

Церковная вышивка. Рушники

Магическая сила славянских узоров

Сегодня вышитые орнаменты на ткани воспринимаются нами как затейливое узорье. Однако в древние, дохристианские времена считалось, что узоры на рушниках обладают магической силой, являются оберегами и защищают от злых духов, сглаза и порчи.
В орнаментах древних славян встречаются как геометрические, так и растительные элементы. Характерным примером растительной славянской орнаментики является так называемое Мировое дерево, или Дерево жизни — образ, находящийся в центре мироздания. Это дерево связывает подземный, земной и небесный миры. В славянских узорах рядом с деревом часто изображались парные птицы или животные. Птицы также размещались на ветках в средней и верхней частях дерева. Позже Дерево жизни на словянских орнаментах стали помещать в вазоны или чаши. Зигзагообразный орнамент (или меандр) под Деревом жизни символизирует подземные воды; цветы, перевернутые головками вниз, символизируют подземный мир. В славянских орнаментах над Деревом жизни часто изображают звезды.
Многие символы, изображаемые в славянских узорах на рушниках, берут свое начало в глубокой древности. К часто встречаемым геометрическим славянским узорам (русским узорам) относятся ромбы (такие ромбы еще называли кругами) с косыми крестами, которые символизировали солнце.
Часто в славянских узорах (русских узорах) встречается так называемая трехчастная композиция, в центре которой располагается крупная женская фигура с конями, всадниками, женскими фигурами по бокам от нее или двумя оленями (лосями) (впоследствии они будут вытеснены конями и всадниками), двумя птицами, которых она держит в руках, и собирается выпустить. Символические изобразительные мотивы характерны, в основном, для русского севера, им уже не одно тысячелетие и они перешли в народную вышивку с наскальных изображений неолита. Центральная женская фигура нередко показана в позе роженицы с раскинутыми руками и согнутыми и тоже раскинутыми в стороны ногами, она в разные времена носила разные имена: Великая Богиня, Рожаница, Берегиня, Мать-сыра-земля, Макошь.
Прообразом всех этих изображений является Макошь (Мокошь).
Макошь — восточнославянское мифологическое женское божество, покровительница женских рукоделий и работ, и в особенности прядения и ткачества, плодородия, брака, родов, домашнего очага. Богиня, прядущая Нити Судеб на Небе. Она изображалась на русских вышивках русских узорах) в окружении двух небесных оленей, лосих-Рожаниц, коней, цветков, иногда изображалась с рогом изобилия. Могла изображаться в виде Дерева Жизни. Позднее была вытеснена Берегиней.
Берегиня - великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок, вышивалась чаще всего нитками красного цвета, что символизировало очистительный огонь и солнце, и было связано с охранной магией, очищением и лечением.
Рожаницы — женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага, рождаемости. Изображаются в классической позе распластанной, рожающей женщины с раскинутыми ногами или в виде лосихи с рогами на голове. Часто рожаницы (первоначально лосихи, олени, а затем кони, дерева жизни, цветки) изображались по бокам центральной женской фигуры и именовались Лада (Лада - супруга Сварога, Божья Мать всех славянских Богов, она же - Рожаница, Матерь-Родиха, помогающая при родах, Богиня изобилия, урожая и плодородия, заступница пред богами, богиня месяца мая, по славянски – ладень; после принятия христианства ее приравняли к христианской Богородице) и Леля (часто более хрупкая, но такая же рожаница, как и Лада, вероятно ее дочь). Однако рожаницы это еще и древнейшие божества судьбы человека, и этим как бы связаны со счастливой Долей и лихой Недолей, изображение которых можно встретить даже в православных храмах (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.).
Очень часто в вышивкахславянских орнаментах, русских узорах) изображались мифические райские птицы Сирин и Алконост – полуженщины, полуптицы.
Птица Сирин олицетворяла счастье, удачу, радость. Алконост - птица печали. Пение этих птиц зачаровывало людей. Прообразами этих мифических существ, перекочевавших в славянские орнаменты (русские узоры), являются древнегреческие сирены.

 
  Светлана Подгорная.  
  "Мастерская церковной вышивки"  
  http://www.sakkos.ru/    
  E-mail: zakaz@sakkos.ru  
  Тел.: 8-977-995-64-20  
 
  Администратор сайта:
Александр Демидов
 
  E-mail: admin@sakkos.ru  

 

Церковная вышивка. Яндекс цитирования Церковная вышивка. Анализ сайта
Церковная вышивка. Besucherzahler Церковная вышивка. women of ukraine
Церковная вышивка. счетчик посещений
Церковная вышивка. Яндекс.Метрика
Церковная вышивка.